Стили в ландшафтном дизайне

Стили в ландшафтном дизайне.

 
Стили в дизайне сада условно можно разделить на исторически сложившиеся и современные.
1.Исторически сложившиеся стили.
 
Регулярный стиль.
Пожалуй самым известным для нас является регулярный (он же формальный, французский, классический) стиль.  Всемирно известные и хорошо сохранившиеся парки во Франции, России являются превосходным примером использования регулярного стиля. Тюильри, Версаль, Петергоф…. Основная идея классицизма – «человек – царь природы», все вокруг должно подчиняться его воле и разуму. Главная особенность парков в регулярном стиле – наличие основной оси симметрии, геометрия и симметрия во всем. Обязательная черта подобных парков – стриженые живые изгороди, топиарные формы, прямые дорожки, выверенные с математической точностью.
 
Пейзажный стиль.
Немного позже в Великобритании возник Пейзажный (он же английский, природный, свободный. 

натуральный) стиль. Возник он как протест против всего французского, и в том числе регулярного. Основная черта этого стиля – подражание природе, создание ландшафта, имитирующего естественный.  Дорожки плавных очертаний  должны вести прогуливающегося человека от одного вида - пейзажа  к другому. И создатели парков непременно хотели удивить его каждый паз неожиданно прекрасными видами, открывающимися за поворотом дорожки-тропинки. Одним из прекрасно сохранившихся на просторах СНГ пейзажных парков является Екатерининский и Павловский парки  под Петербургом ,  Царицинский в Москве, Софиевка и дендропарк Александрия на Украине.
 
Кантри - стиль
Зародившись  в Америке Кантри-стиль получил широкое распространение во многих странах мира. И в каждой стране стиль «кантри» имеет свой особый колорит, который основан  на местном фольклоре. Сад в этом стиле скромен, слегка небрежен и жизнерадостен , это деревенский сад, и при этом он достаточно комфортабелен. Во-первых, такой сад является  наиболее экономным, а  во-вторых - не требует тщательного ухода. Тут не обязательно наличие аккуратного газону, его заменяют простые и естественные лужайки из неприхотливых  трав, клевера, одуванчиков, маргариток и вероникой. А пышные цветники в таком саду, будто вырастают сами по себе, вытесняя естественным образом сорняки. А размещение декоративных растений, аксессуаров и прочих элементов садового дизайна, может быть совершенно произвольным и неожиданным.  Материалы здесь уместны натуральные. Это, как правило, глина, дерево и натуральный камень.  В таком саду очень важными и обязательными элементами всегда являются плодовые деревья, ягодные кустарники, огород. При создании славянского кантри-сада для придания саду деревенского колорита часто используют плетень с горшками, корзины, чугунки, деревянные заборы-штакетники (или их имитация в миниатюре, вазоны из тачек с летниками, корыта, тазы, пугало для огорода и самовары с цветами, колеса от телеги.  Для оформления строений – используют резьбу по дереву. В то время как в голландском коттеджном саду используются деревянные башмаки, как характерный аксессуар, то в славянском, можно использовать лапти, подковы, или найти в сарае старые калоши для использования как контейнер для посадки однолетников. А как подставку для цветов, уместны могут быть старые санки.
 
Китайский стиль
Китайский сад  прежде всего  является пейзажным садом, в котором некоторые архитектурные формы должны иметь особое,  символическое значение. Вода –это всегда обязательный элемент любого китайского сада. Водоемы не должны иметь облицовки. Дорожка как бы вьется над самой водой, через ручьи  - перекинуты мостики. Тихая гладь воды покрыта кувшинками, кубышками. Камень – элемент, созданый  природой, но камень поддается обработке человескими руками. Верное расположение камней в саду равнозначно введению пространства сада в космический круговорот. И лишь через камень сад может и должен стать миром в миниатюре. Особыми,  характерными только для китайской традиции, элементами являются искусственные горки из камней лишенные  растительности. А через окна или дверной проем сад должен открываться дому, а дом саду. Традиционный китайский сад всегда имеет богатый флористический состав. И растительность в саду также символична. На первое место ставят сосну, являющуюся  символом благородства. Слива и персик – это  «деревья счастья». В китайских садах обязательно присутствие бамбука, гингко, ивы, и тополя. Цветовая гамма сада должна быть достаточно сдержанной. Особое внимание должно быть уделено  формам, нюансам света, тени. Газон, как пустое пространство – абсолютно чуждый элемент, не вписывающийся в китайскую традицию.
 
Японский стиль
Главное отличие японского сада – миниатюрность, как правило, он не занимает много места. Все элементы японского сада должны быть символичны и полны скрытого смысла. Большой камень, например, может быть символов  скалы или утеса, а дорожки, мощеные в виде волн, превратятся в «море». Камни, растения и также вода – главные  составляющие. Распределение их в пространстве подчинено определенным законам :  например, линии, соединяющие 2 элемента не должны быть параллельны, не должно быть двух элементов  одинакового размера. Создание сада начинается с подбора соответствующих камней, которые должны располагаться в саду группами , состоящими из 5 – 3 штук. Главный принцип – сбалансированность элементов. Выбирают 3 основных камня  –  1 -центральный и 2 подчиненных. Эти три камня должны образовать неправильный треугольник. В том случае, если группу хотят усложнить, она дополняется камнями, по  критериям декоративности и правилом сильной руки. Камни, малые архитектурные формы намеренно «состаривают».  Основа и пример для подражания при создании японского сада - естественный пейзаж. Этот уголок природы предназначается для созерцания и размышления, а поэтому роль каждой  детали  в нем определена. Назначение  японского сада  - создание возможности отрешиться от собственных мыслей, познать красоту и бесконечность мира.
 
Мавританский стиль
Сады в мавританском стиле также называют мусульманскими садами. Такие сады предназначены для неторопливого отдыха, где струится вода, тихо журчат фонтаны, благоухают цветы, а в золотых клетках поют птицы. Попадая в такой сад человек, ощущает себя как в раю. В мусульманских странах сады и в самом деле ассоциировались с раем. Мусульманские сады очень строго регламентировались исламскими законами.  Мавританские сады – это «другой» мир - наполненный журчанием воды,  тенью деревьев, пением птиц  и он обязательно отделен высокой каменной стеной от окружающего мира – зноя пустыни.  В планировке такого сада всегда присутствует геометрия и пряме линии.
Тематические стили
Вышеупомянутые  кантри, японский, китайський и мавританський стили также можно отнести к тематическим. Тематический стиль  - это стиль, создающий атмосферу и настроение выбранной страны или местности или даже просто «свободное сочинение на выбранную тему». Это может быть средиземноморский стиль, итальянский стиль, русский сад, и т. д. Это также может быть романтический сад и сад – шутка... 
 
2. Современные стили.
 
Модерн
Стиль модерн также известен как «арт-нуво», а также «либерти». И хоть этот стиль появился на рубеже 19 и 20 веков – в ландшафте он остается актуален и современен. Сад в этом стиле представлял собой  собой открытую комнату, примыкавшую к дому и лишенную каких-либо украшений архитектуры. Назначение такого сада  - «машина для жилья».  И по этой причине в нем должны быть и теннисный корт, и плавательный бассейн.  Как правило, планировка такого сада геометрична, но не придерживающаяся симметрична. Девизом  садового модерна можно назвать постулат — «чем меньше, тем лучше». Характерная особенность этого стиля - символичность, достаточно ярко выраженная индивидуальность, ритми и плавные линии планировки.В модерне можно увидеть  совмещение европейских и восточных художественных традиций. В таком саду меньше элементов, если сравнить с восточным садом, также здесь небольшой набор растений, минимально наличие аксессуаров. Однако, как и в регулярном стиле, планировка всегда подчинена центральной точке — дому.  Характерной чертой  модерна  является череда открытых пространств, которые расходятся от жилища.
 
Постмодернизм
Этот стиль имел также название «новый дизайн». Один из постулатов постмодернизма - «Сложность и противоречивость» предпочтительней сверхпростоты и «минимализма». Здесь уместна и ирония, и метафоричность. Постмодернистские сады отличаются асимметрией  и свободной планировкой, а также нестандартным, креативным  подходом к дизайну. И скульптура, и малые архитектурные формы  здесь должны быть  смелы и даже причудливы. Стиль часто многое черпает из совершенно  разных как исторических, так и культурных периодов, смело  сочетая то, что ранее казалось несочетаемым и неуместным.
 
Хай-тек
Стиль хай-тек в ландшафтном дизайне является относительно новым направлением, однако он абсолютно отвечает духу времени.  Хай-тек имеет очевидные достоинства - он удобнен для жизни, гармоничен и легок в уходе, прекрасно подходит занятым людям, так как не требует много времени для поддержания стиля и образа.  Материалы, применяемые в большинстве случаев в этом стиле  - то современные материалы: бетон, стекло, металл,  пластик, зеркала. Применение древесины уместно, но ее обработка должна обязательно подчеркивать текстуру материала.  Планировка участка в стиле хай-тек – это  выразительные линии.  Дорожки могут быть прямыми или зигзагообразными. В мощении  очень часто используют  плиты правильной геометрической формы. Вэтом стиле допускается  как симметрия, так и асимметрия. В озеленении используют  деревья, имеющие лаконичные формы кроны —  стройные можжевельники и туи, пирамидальные ели. Широчайшее применение в хай-теке имеют шары, кубы, строгие изгороди из подходящих для стрижки растений - самшита, туй , граба, а также других деревьев и кустарников.
Цветники, как правило  не бывают большими, причем они не должны быть пестрыми, здесь уместны эффектные растения: хосты ,  папоротники, сибирские ирисы. Достаточно интересным и необычным  выглядит применение стекла, зеркал, сетки, труб.  В хай-теке уместны  необычные искусственные водоемы, которые оформленны металлом и бетоном, а украшением цветников и альпинариев могут быть использованы стеклянные шарики.
 
Минимализм
Какие основные лозунги минимализма ? Лаконично. Просто.  Выразительно.   Возможно, именно этот стиль  является одним из самым сложным, так как, имея в арсенале минимум деталей, необходимо, тем не менее,  выразить очень многое, и нужно добиться, того, чтобы само пространство «зазвучало».  Девизом  минимализма можно считать такие понятия, как  простор, геометри и  простота.
Здесь  могут быть использованы любые материалы - как традиционные, так и современные, много площади занисает мощение, желательно присутствие перепадов  рельефа – можно использовать имеющиеся на участке либо «организвыовать».  Главное правило – однородность и фактурность материала, очень нежелательно  комбинировать их в пределах отдельно взятой зоны.  Беседка выглядит как простой навес, либо как навес, имеющий  заднюю стенку. С ролью такой стенки вполне может справиться  и живая изгородь. Хозяйственные постройки  на таком участке или отсутствуют, или их не видно. Вот набор элементов, уместных в минималистическом саду :  крупные поля мощений, валуны, многоуровневые деревянные настилы,  мульча из щебня и гальки, приподнятые водоемы геометрической формы(желательно с какой-то интересной деталью) или широкие водные каскады. Здесь почти всегда много бетона или кирпича, обязательны  четкие формы и линии, светлый цвет, необычная комбинация элементов в пространстве и неуместно небольшое количество деталей.  Клумбы создаются  приподнятыми, и их немного. Газон – простой, часто прямоугольной формы, без украшений, однако можно обойтись и без него. Контейнеры для растений – в форме кубов или цилиндров, лучше стальных или в белая (серая, черная)керамика, их также немного. Предпочтительно, чтобы контейнеры были одинаковыми. Ступеньки вполне могут быть и необычными - треугольными, по дуге или со сдвигом, однако тогда остальные элементы должны быть максимально спокойными и фоновыми. Вполне уместна абстрактная скульптура, но она должна быть одна.  Элементом  декора могут служить  шары, зеркала, коряги выразительной формы, стволы бамбука, однако деталей –минимум, все очень лаконично.
 
Натургарден
Название стиля в переводе с немецкого означает «естественный сад» . Главное его отличие - в первую очередь своей экологичность.  Это течение является одним из наиболее популярным и современным в Европе и созвучно с тенденциями прогрессивного человечества по борьбе за сохранение нашей природы и планеты.  Последователи натургардена стремятся устраивать на своем участке мини-экосистемы, в которых растения могут сосуществовать по тем же принципам, что и в природе. Если рельеф участка разнороден, то в его низменной части можно организовать небольшой прудик, а открытый и солнечный участок отвести под газон. Растения должны обходиться без помощи человека и расти без прополок, формовок  и рассадок. У композиций экологического сада, подобно природным группам растений, нет четких очертаний, не может быть бордюров.